В данной статье рассматривается понятие и типы рефлексии. Приводится определение рефлексии в методологии, опыт самоорганизации мыслительной работы в процессе самостоятельного освоения наиболее сложных научных и культурных текстов в любой области. Так же рассматриваются идеи организаторов и участников Московского Методологического кружка. Большое внимание уделено различным подходам ученых к пониманию психологической природы рефлексии, ее значимости для наук о человеке. Заметную роль стала играть научная рефлексия в методологии научного познания. Рассматривается необходимость учета ускоряющего влияния рефлексии на развитие методологии мыследеятельности. Научная рефлексия направлена на критическое исследование научных методов, на приемы получения научных результатов, на обоснование научных законов и теорий. Научному осмыслению подвергаются различные аспекты рефлексии: как развивалась рефлексия в науке, и какую роль она играет в развитии самосознания – актуальнейшие вопросы на сегодняшний день.