Образование современного человека неотъемлемо связано с историей становления педагогики как науки. Эпоха советских ученых, которые внесли незаменимый вклад в педагогическую науку, перевернула привычное представление об образовании в нашей стране. Приоритетной задачей современной отечественной образовательной системы становится формирование и развитие творческого потенциала, живого мышления молодого поколения, превращение их в активы человеческого капитала. Практика советских ученых дала уникальные примеры эффективного формирования и развития человеческого капитала, всестороннее развитие личности. Это - деятельность великих педагогов ХХ века С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. В основе педагогических взглядов Макаренко, Шацкого и их практической деятельности лежит гуманистический подход к воспитаннику. Этот гуманизм, проверенный в наиболее сложных обстоятельствах жизни, базируется на убеждении, что человеческий потенциал очень велик и что используется только небольшая часть этих возможностей. При соответствующих социальных и педагогических условиях возможно развитие индивидуальности каждого человека и воспитание его как носителя социального прогресса. Эта идея, пронизывающая всю деятельность и творчество выдающихся ученых-педагогов необходима в наше время.
Ключевые слова: педагогика, история образования, педагогические идеи, вклад в науку, ученые, школа.