В статье для обсуждения предложена проблема перехода теоретической и практической образовательной деятельности на рефлексивный уровень мышления. Уточняется содержание понятий «рефлексия» и «рефлексивность», «рефлексивный механизм мышления» на основе их представления в современных научных исследованиях по философии, психологии, педагогике. Предложено рефлексивные механизмы мышления рассматривать как инструменты согласования человека с окружающей его средой. Представлена методологическая роль рефлексии в сознании человека – роль обратной связи, необходимой для уточнения качества познавательной деятельности. Показано, что фундамент концепции интеллектуальной рефлексии был заложен в трудах отечественных ученых – философов и психологов второй половины XX в. Делается вывод о том, что наполнение общества интеллектуальными системами, основанными на цифровых технических средствах приводит к необходимости повышения методологического уровня, включенного в интеллектуальную систему природного интеллекта человека. В итоге, подчеркнута научная актуальность триады: практика образования, исследования процесса образования и рефлексивность педагога.