В статье в дискурсе необходимости научно-теоретического оснащения образования используется принцип историзма научных исследований. За основу для построения и решения проблемы взяты особенности развития теоретического знания об образовании. Показано, что современные исследования методологии необходимы для проектирования будущего образования. Отмечено включение задач осмысления методологии в содержание образования. Приведён анализ современного содержания обновленных методологических категорий: цели, задачи, методы и др. Указано на присутствие в науке оформления влияния наук об образовании. Доказано, что рост рефлексивности теории образования XX века согласован с методологической рефлексией всей классической науки. Представлены методологические особенности гуманистического подхода во второй половине XX века. Показано, что рефлексивность, совмещенная с моделью «траектории индивидуального развития», выводит содержание современного образования на более высокий инновационный методологический уровень. Становление науки-педагогики ХХ века, дальнейшее включение методологии в содержание образования, освоение рефлексивности и наличие элементов постнеклассической науки рассматривается как совершенствование психолого-педагогической методологии в начале XXI века.