В статье акцентируется внимание на генетической связи научной педагогической мысли и методологических принципах её формирования. Представлены основные научные проблемы образования 50-70 гг. Показано, что первыми были разработаны: проблемное обучение, диалогическая и культурологическая парадигмы, системно-деятельностный, личностно-деятельностный, интеллектуально-деятельностный подходы; осмыслена оптимизация образования; начало осмысления управления образованием; обосновывается необходимость алгоритмизации обучения. Отмечен широкий спектр разработанных в то время методологических направлений: методы обучения, закономерности обучения, логика мышления, проблема генетической логики, проблема развития мышления, поэтапное формирование мыслительной деятельности, мыследеятельностная методология. В итоге показано, что современные направления исследований в отечественной теории образования, начиная с конца XX в. основываются на принципах личностно-ориентированной парадигмы.
Ключевые слова: методология педагогики, проблемное направление в образовании, диалогическая парадигма, генетическая логика, личностно-ориентированная парадигма.
Библиографическая ссылка
Кузнецова А.Я. 1 СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ // Интеллект. Культура. Образование.. – 2021. – № 1;
URL: www.es.rae.ru/ladenko-intellekt/90-320 (дата обращения:
21.11.2024).